Листаем школьный альбом: что вспоминают знаменитости об одноклассниках и любимых учителях

ЛоготипTimes.by
© Times.by

© Times.by

В первую субботу февраля – в День встречи выпускников – многих охватывает ностальгия: взрослые дяди и тети превращаются в детей и с улыбкой или, наоборот, дрожью в голосе, вспоминают годы учебы.

Times.by собрал свой «звездный» класс из известных белорусов и узнал, что из школьной жизни им запомнилось больше всего, ходят ли они на встречи выпускников и с кем из одноклассников поддерживают связь.

У Марины Василевской списывали английский

Первая женщина-космонавт Беларуси Марина Василевская из-за смены места жительства успела поучиться в нескольких учебных заведениях и выпустилась в 2008 году из минской школы №156. Круглой отличницей не была, но всегда старалась.

«О школьных годах храню только теплые воспоминания. Мне нравилось учиться, особенно любила уроки белорусского языка и литературы – прежде всего из-за учительницы Лилии Викентьевны. Добрая, искренняя, щедрая. Она была особенной и как педагог, и как человек: умела найти подход к каждому, даже к отъявленным хулиганам», – вспоминает Марина.

© Times.by

© Times.by

Постоянного соседа по парте не было – рассаживались по интересам, но класс, по словам Марины, был дружным.

Интересно сложились у нее отношения с иностранными языками. В школе Марина изучала немецкий, дополнительно занималась английским на курсах. Это пригодилось в институте.

Марина Василевская для Times.by

Марина Василевская для Times.by

«Для экзамена нужно было выучить одну из трех тем. Я подготовила все три. Преподаватель спросил: "Ничего себе, ты же не изучала английский в школе?" Вот бы он удивился, узнав, что одногруппники еще и списывали у меня английский», – смеется Марина Василевская.

Работа в авиакомпании не оставляла времени на встречи выпускников. «Я постоянно летала – то ночные рейсы, то дневные. Меня неоднократно приглашали бывшие одноклассники, но ни разу не удалось приехать», – признается Василевская.

Сергей Бобович в 8-м классе научился подтягиваться 20 раз

Сергей Бобович, генеральный директор Белорусской АЭС, в 1989 году окончил гомельскую школу №39. Отучился в ней ровно десять лет и запомнил это время большими классами (по 35 человек в каждом), строгими, но суперпрофессиональными учителями.

Любимыми предметами в школе были математика, история, химия. И эта любовь, по мнению Сергей Бобовича, во многом зависела от учителей. Уроки Людмилы Ивановны Прокофьевой, Анны Ефремовны Кравченко, Александра Павловича Пахучего, Надежды Михайловны Баженовой проходили на одном дыхании – «они давали такую базу, что никакие репетиторы не нужны были».

© Times.by

© Times.by

«Ну а всеобщей любимицей была учитель физкультуры Тамара Дмитриевна Жарина, ставшая в 8-м классе нашим классным руководителем. Умела мотивировать всех и вся, – вспоминает Сергей Олегович и приводит личный пример. – До седьмого класса я не умел подтягиваться, на что Тамара Дмитриевна мне пару раз прямо сказала: «Такой здоровяк, а «белье сушишь», не надоело?» Надоело, конечно, и за лето я так натренировался, что в восьмом классе на первом же уроке физкультуры подтянулся 20 раз. Вот так эта женщина со стальным характером умела нас мотивировать. До сих пор удивляюсь, почему среди ее выпускников нет олимпийских чемпионов».

Сергей Бобович. © БелАЭС

Сергей Бобович. © БелАЭС

Со школьными товарищами Сергей Олегович практически не встречается. Говорит, многие давно уехали из Гомеля, да и сам он уже более пяти лет там не живет. Но когда приезжает в родной город и встречает на улице бывших одноклассников, всегда останавливается и тепло общается.

Говорит, помнит всех, с кем сидел за одной партой. Обычно, кстати, «на камчатке» и чаще всего – с Сашей Ребенком (ему от Сергея Олеговича – пламенный привет – прим. ред.).

Екатерина Дулова выбросила из окна портфель одноклассника

Екатерина Дулова, генеральный директор Большого театра Беларуси, окончила республиканскую гимназию-колледж при Белорусской государственной академии музыки (тогда — средняя специальная музыкальная школа при Белорусской государственной консерватории им. А. В. Луначарского).

«Это особенное пространство, где музыка определяла твою жизнь», – с ходу дает определение родной alma mater Екатерина Дулова. И добавляет: «Здание поражало торжественностью – величественный парадный вход, лестницы с широкими перилами. Лифт существовал, но им пользовались исключительно педагоги».

1 (3).jpg

Школьных историй, о которых профессор Дулова вспоминает с улыбкой, немало.

«Помню, как в шестом классе на уроке физики поспорила с соседом по парте, схватила его портфель и выбросила из окна четвертого этажа. Этому однокласснику суждено было стать моим мужем», – удивляет неожиданным поворотом сюжета Екатерина Николаевна.

Самые яркие воспоминания у нее связаны с педагогами – не только музыкальными, но и общеобразовательными.

Екатерина Дулова. © Большой театр Беларуси

Екатерина Дулова. © Большой театр Беларуси

«Это были удивительные люди, кладезь уникальных знаний. Они учили главному: музыка – не профессия, а призвание. Уровень требований был высоким, но прийти на урок неподготовленным было даже стыдно. Зато эта база позволила мне поступить в Ленинградскую консерваторию (ныне Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова)», – до сих пор благодарна музшколе и учителям Екатерина Дулова.

Вечера встреч выпускников, особенно в круглые даты, Екатерина Николаевна старается не пропускать. Говорит, с некоторыми одноклассниками связи утрачены – не все остались в Минске. Но с теми, кто рядом, общение продолжается. Некоторым бывшим одноклассникам профессор Дулова, будучи ректором консерватории, помогла решить и творческие, и организационные вопросы.

Игорь Макаров встретил в школе будущую жену

Игорь Макаров – единственный в истории Беларуси олимпийский чемпион по дзюдо – именно в школе встретил будущую жену.

© Times.by

© Times.by

Семья Макаровых переехала в Беларусь в 1987 году из Тверской области. В Гомеле отец Игоря, геофизик по профессии, получил назначение на завод «Сейсмотехника». Здесь будущий чемпион пошел во второй класс средней школы №52 и окончил ее в 1996 году.

«Я учился в классе физико-математического профиля. Эти предметы очень любил. А иначе и быть не могло: уроки математики Тамары Ивановны Бодровой – это всегда был высший пилотаж. После ее объяснений даже самые запутанные формулы становились понятными», – вспоминает любимого учителя Игорь Макаров.

Теплый след в душе будущего чемпиона оставили также Любовь Ивановна Колесникова и Анна Ивановна Ефименко. Первая преподавала историю, вторая – русский язык и литературу. Обе запомнились тем, что приучали детей рассуждать и не бояться высказывать свое мнение.

Уже в шестом классе Игорь обратил внимание на отличницу Елену, долго стеснялся признаться и лишь через два года пригласил одноклассницу в кино. В 9-м классе они начали встречаться, а через четыре года после окончания школы поженились.

«Свидетельницей на свадьбе была наша одноклассница, и мы дружим до сих пор. С еще тремя девчонками из класса плотно общается жена, так что неофициальные встречи выпускников у нас проходят постоянно», – смеется олимпийский чемпион.

Николай Ляшкевич стал героем разоблачительного телесюжета

Для Николая Ляшкевича, настоятеля церкви Успения Пресвятой Богородицы в Краснополье и популярного православного блогера, беззаботная школьная жизнь закончилась в 2010-м. За одиннадцать лет он сменил две новополоцкие школы: сначала учился в обычной, после 5-го класса выбрал спортивный профиль и перешел в СШ №2. Особенно тепло вспоминает первую учительницу Галину Ивановну Воробьеву.

© Times.by

© Times.by

«Двоечником или бунтарем никогда не был, на протяжении всей учебы старался учиться хорошо», – добавляет красок в свой юношеский портрет отец Николай.

Прогуливать уроки? Нет, это не про Ляшкевича и его одноклассников, хотя однажды ребята рискнули и рванули... в компьютерный клуб.

«Ничего не предвещало беды, но именно в тот день журналисты местной телекомпании решили снять разоблачающий сюжет, как школьники саботируют уроки в компьютерном клубе. Главными героями стали мы с одноклассниками, – вспоминает отец Николай. – Удивительно, но ни родители, ни учителя репортаж не увидели, так что о нашей шалости узнали единицы. Хотя переволновались мы тогда сильно – желания повторить авантюру больше не возникло».

Иерей Николай Ляшкевич. © Павел Орловский, Times.by

Иерей Николай Ляшкевич. © Павел Орловский, Times.by

На встречах школьных выпускников Николаю Ляшкевичу пока побывать не довелось. «Хотя увидеться и пообщаться хочу абсолютно со всеми», – добавляет священник.

Андрей Стась перед уроками раскачивал в парке Горького качели

Андрей Стась, хоккеист, капитан минского «Динамо», сменил две минские школы – №85 и №23 прежде, чем поступить в республиканское училище олимпийского резерва.

«Застал еще пятибалльную систему оценок, учился в основном на "четыре с минусом". Но когда хоккея стало больше, а времени на учебу меньше, балл чуть упал. Думаю, это знакомо всем спортсменам», – говорит известный хоккеист.

© Times.by

© Times.by

Андрей тепло вспоминает первую учительницу Наталью Леонидовну Пласкавицкую из школы №85 и благодарен всем педагогам: «Школа дала очень многое, в том числе базовый английский, который потом пригодился в хоккее – проще было общаться с североамериканскими тренерами и спортсменами».

В спецклассе школы №23 Андрей делил парту с Володей Сачко. «В классе было 33 пацана! Представьте, что это такое! Жили дружно, подраться могли только со старшеклассниками. Учителям с нами было непросто, сейчас это понимаю и еще больше ценю их педагогический талант», – признается спортсмен.

Андрей Стась. © ХК Динамо-Минск

Андрей Стась. © ХК Динамо-Минск

Из школьных проказ капитан минского «Динамо» вспоминает походы на первый урок через парк Горького: 14-летние пацаны лазили по аттракционам, раскачивали качели-лодочки и «Ракушки».

«Через месяц в школу пришел сотрудник парка, собрал нас в учительской и говорит: «Давайте я вас покатаю до потери пульса, но вы больше не лазьте без разрешения». Мы согласились и целый день катались до одури», – смеется Андрей.

В училище олимпийского резерва одноклассниками Андрея были будущие футболисты Олег Веретило и Дмитрий Рекиш, легкоатлетка Анастасия Мирончик-Иванова. В этом году 20 лет выпуску, и хоккеист надеется, что одноклассники соберутся.

«Постоянно общаюсь с Артемом Пучковским, моим лучшим другом. Я, кстати, крестный его ребенка, а он – моих. Вот такая школьная дружба на всю жизнь», – говорит Андрей.

Мария Василевич списывать давала всем одноклассникам

Телеведущая, модель, экс-депутат парламента, обладательница титула «Мисс Беларусь – 2018» и финалистка конкурса «Мисс мира» Мария Жилач (Василевич) окончила в 2014 году минскую школу №191. Называет это место родным и каждый раз, проезжая мимо, испытывает приятное чувство ностальгии – «все-таки одиннадцать лет жизни!».

© Times.by

© Times.by

«В школе я училась хорошо. Больше всего увлекали математика и химия. Хотя именно по химии у меня единственная восьмерка в аттестате. Но меня это никак не расстраивало. Исправить или подтянуть ее ради золотой медали я даже не пыталась», – признается девушка.

Последние 3-4 года в школе Мария неизменно сидела в первом ряду, за второй партой у окна. Говорит, списывать давала всем – жадиной в этом плане не была.

«Из необычного вспоминается пропажа классного журнала. Дело было в конце четверти. Под подозрение попали все… Мы с одноклассниками пытались вычислить воришку сами, потому что учителя пригрозили: все контрольные придется написать заново… К счастью, через неделю журнал подкинули в учительскую. Кто это сделал, так и не узнали», – рассказала эпизод из школьной жизни Мария Василевич.

Со школьной поры у нее остались две подруги, с которыми она общается до сих пор. На встречу выпускников девушка ходила первые пять лет и заметила, что целиком класс ни разу не собрался.

«Наверное, так у всех. Дела, работа, другая жизнь, – рассуждает Мария. – Откровенно говоря, хочу увидеть всех одноклассников без исключения. Думаю, многие сильно изменились за эти годы, но уверена, что узнаю всех».

Если вы сомневаетесь, стоит ли идти на вечер встреч выпускников, психолог Алексей Усенко рассказал Times.by, как принять правильное решение.