Киберспорт в Беларуси: как переманивают игроков и сколько зарабатывают лучшие

© Мария Амелина, Times.by
Пока одни родители пытаются оторвать детей от мониторов, другие отправляют их в киберспортивные академии. Индустрия видеоигр давно перестала быть просто развлечением, превратившись в глобальный бизнес с трансферами, сравнимыми с футбольными.
Чем живет белорусский киберспорт сейчас и из чего складывается доход профессионального геймера – разбираемся с председателем Белорусской федерации киберспорта Денисом Богушем.
Правовые коллизии
Ситуацию в белорусском киберспорте руководитель федерации описывает сдержанно-оптимистично: «Внешнему наблюдателю может показаться, что индустрия стагнирует, но это не так: идет накопление потенциала, который должен выстрелить в ближайшие 2-3 года».

Председатель Белорусской федерации киберспорта Денис Богуш. © Мария Амелина, Times.by
По его словам, непростая ситуация сложилась в юридическом поле. Белорусская федерация является полноправным членом Международной федерации киберспорта (IESF), имеет право голоса и ежегодно возит сборную на чемпионаты мира. При этом в стране киберспорт до сих пор не признан видом спорта.
«Но мы в этом смысле не уникальны, во многих страны Европы такая же ситуация, да и причина формальна, – говорит как есть Денис Богуш. – До сих пор не получено признания со стороны Международного олимпийского комитета (МОК)».

© Мария Амелина, Times.by
Сложно обстоят дела с защитой прав игроков.
«У нас часто работают джентльменские соглашения. Если игрок не защищен международным контрактом, его могут просто увести. Был случай, когда за четыре дня до вылета сборной на топ-турнир игрока переманила американская организация. В итоге вместо него за компьютер пришлось садиться менеджеру команды», – приводит пример председатель федерации.
К слову, выступили тогда белорусы достойно, а вот команде внезапного легионера не повезло.

© Мария Амелина, Times.by

© Мария Амелина, Times.by
Флаг, гимн и нейтральные территории
Киберспорт остается одной из сфер, где белорусы продолжают выступать с национальной символикой. Федерация ежегодно отстаивает это право на международных саммитах.
«Чтобы избежать визовых проблем и политического давления, организаторы крупных ивентов все чаще выбирают нейтральные хабы. Новыми центрами мирового киберспорта становятся Саудовская Аравия (MENA-регион) и Сербия, куда открыт доступ игрокам из Беларуси и России», – делится подробностями Денис Богуш.
Сколько зарабатывают игроки и клубы
Миф о том, что школьник может стать миллионером за один турнир, имеет под собой почву, но реальная экономика сложнее. Заработок топ-игрока и клуба складывается из нескольких источников:
- зарплата – игроки профессиональных команд получают фиксированный оклад;
- призовые – топовые белорусские игроки за сезон могут заработать $100–200 тыс. (с уплатой налогов);
- трансферы – переход игрока из одной команды в другую – это бизнес. Суммы выкупа варьируются от $30 тыс. до $1 млн и выше;
- стикеры (наклейки) – самый неочевидный для обывателя, но прибыльный актив. В играх вроде Counter-Strike выпускаются виртуальные наклейки команд-участниц крупных турниров (мейджоров). Доход клуба от их продаж может достигать миллионов долларов.

© Мария Амелина, Times.by
Также в игру вступают букмекеры, которые активно спонсируют составы и отдельных медийных личностей (амбассадоров). Все-таки киберспорт стабильно входит в топ дисциплин по объему ставок. Да и бренды часто подписывают контракты с киберспортсменами и даже игровыми стримерами, что приносит немалый доход.
«Надо правильно понимать: крупные суммы на своих счетах видят сотни, если не десятки профессиональных геймеров, остальным приходится довольствоваться куда более скромными доходами», – уточняет председатель Белорусской федерации киберспорта.

© Мария Амелина, Times.by
Мобильный гейминг и заводские лиги
Традиционные дисциплины (ПК-гейминг), такие как Dota 2 и CS 2, остаются хардкором, и порог входа в них высок. Будущее массового сегмента эксперт связывает с мобильным киберспортом (например, Mobile Legends). Аудитория здесь моложе, доступность выше (нужен только телефон), а сообщество, по наблюдениям, более лояльное.
Развивается и внутренний рынок соревнований. Помимо студенческих лиг в Беларуси запускают турниры для работающей молодежи. Команды формируются на крупных предприятиях – МАЗ, МТЗ, «Минскводоканал». Для заводов это инструмент HR-бренда и лояльности сотрудников, которые сменили спартакиады на виртуальные сражения.
Как попасть в киберспорт
Путь в профессионалы сегодня отработан. Не нужно обивать пороги клубов, достаточно хорошо играть. Скауты отслеживают статистику на платформах (например, Faceit). Если показатели высокие, игрока приглашают в академию, а затем – в основной состав.

© Мария Амелина, Times.by
Есть и возрастные ограничения. Большая часть выступающих игроков – парни и девушки 18–25 лет. Статистика неумолима: после 30 реакция (и результаты) начинают падать, хотя опытные игроки часто остаются в роли капитанов-координаторов.
«Если цифры и статистика не растут, не стоит «упарываться». Есть формула успеха, и если вы в нее не попадаете – социализируйтесь, учитесь, влюбляйтесь. Конкуренция в киберспорте высока, и место в нем найдется не для всех», – резюмирует Денис Богуш.
В ожидании Олимпиады
Международный олимпийский комитет уже анонсировал создание отдельных Олимпийских киберспортивных игр.
Еще в июле 2024 года на сессии МОК было объявлено о решении провести соревнования. Значительную роль тут сыграло появление сильного партнера в лице Саудовской Аравии. По словам принца Абдул-Азиза ибн Турки Аль Сауда, в стране миллионы геймеров. В Эр-Рияде планировалось даже построить новый город за $500 млрд.
Саудовская Аравия получила эксклюзивные права на проведение соревнований до 2037 года. Однако уже в ноябре 2025-го МОК объявил об отмене Олимпийских киберспортивных игр. В заявлении уточняется, что МОК разработает новый подход к этим соревнованиям и будет использовать новую модель партнерства. Когда состоятся первые состязания такого уровня, пока неизвестно.

