Елизавета Чернявская
Спецпроект

Быть киборгом: родившейся без руки белоруске установили бионический протез

ЛоготипСтанислав Лобатый

Бионическими протезами, как в фильмах про Терминатора, оснащены сотни тысяч людей по всему миру. Недавно эта технология пришла в Беларусь: нескольким пациентам установили роботизированные руки. Теперь они – киборги.

В этом году обладателем «бионики» стала 27-летняя Елизавета Чернявская из Минска. Девушка родилась без предплечья на левой руке и с детства привыкала обходиться только правой. Но, как это часто бывает, все изменил случай.

В интервью Times.by Лиза рассказала и показала, на что способна ее киберрука, какую реакцию вызывает у прохожих, срабатывает ли на нее металлодетектор и каково это – быть киборгом.

Одной правой

«Я родилась без руки. На УЗИ этого не было видно и стало понятно уже после моего рождения. Я этого не помню, но еще в раннем детстве мне поставили косметический протез. Есть фотография, где я на трехколесном велосипеде и с таким мааааленьким протезиком», – рассказывает свою историю Лиза.

Елизавета Чернявская

© Павел Орловский, Times.by

У нее редкая аномалия – аплазия предплечья. Это когда рука или ее часть не развиваются так, как надо. За 27 лет девушка научилась жить с этим недугом и решать многие задачи, что называется, одной правой.

Большую часть жизни ее сопровождал тяговый протез, с помощью которого можно было брать предметы. Управлять им было непросто: чтобы кисть раскрылась, нужно потянуть за веревку, чтобы закрылась – отпустить. Потом Лизе предложили сделать красивый косметический протез – он не выполнял бы никакой функции, кроме эстетической, но и не бросался бы в глаза.

Елизавета Чернявская

© Павел Орловский, Times.by

Елизавета Чернявская

© Павел Орловский, Times.by

«Это была силиконовая кисть с венами, пальцами и ногтями, прорисованными очень реалистично», – отмечает девушка.

Хотелось спрятаться

Елизавета не скрывает: больше 20 лет она прятала руку от посторонних. Всегда и везде надевала кофты с длинными рукавами – лишь бы никто не заметил, что у нее протез.

Елизавета Чернявская

© Павел Орловский, Times.by

«Летом в майке я на улицу не выходила вообще. Казалось, что на меня все смотрят, хотелось спрятаться. Я думала, что я какая-то не такая. Это очень сильно било по самооценке. А когда у меня начинали спрашивать, что с рукой, я не знала, что мне сказать», – признается она.

Елизавета Чернявская

© Павел Орловский, Times.by

В какой-то момент Лиза решила: так продолжаться больше не может. Записалась на актерские и психологические курсы, которые, по словам девушки, помогли ей освободиться от комплексов.

Как говорят, страх убивает действие, а действие убивает страх. Я начала выкладывать фотографии с протезом в Instagram, надевать платья и выходить на улицу. Я перестала стесняться! В этот момент у меня перевернулось мышление: я поняла, что отсутствие руки – не столько недостаток, сколько моя особенность. То, что может выделить меня среди многих.
Елизавета Чернявская

Елизавета Чернявская

Елизавета Чернявская

© Павел Орловский, Times.by

Бионическая рука

В этом году Лиза стала киборгом – ей установили бионический протез. Для Беларуси это технология новая и пока не обкатанная. Руку для минчанки произвела российская компания «Моторика».

«Я пришла в наш протезный центр (Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр – Times.by), чтобы оставить заявку на новый косметический протез. Мне сказали, что планируется государственная программа, по которой можно будет бесплатно получить бионический протез. И я, конечно же, записалась», – говорит собеседница.

Елизавета Чернявская

© Павел Орловский, Times.by

Спустя время с Лизой связались представители «Моторики», предложили провести диагностику, чтобы оценить возможность биопротезирования.

«Я сфотографировала культю, потом мне сделали слепок, и буквально через неделю был готов протез. Торжественное вручение состоялось в конце мая этого года, а сам этап от момента, когда я узнала о программе, до получения занял около полугода», – вспоминает «кибердевушка».

Управление – силой мысли

Протез подключается к нервной системе и приводится в движение с помощью биоэлектрических импульсов, которые мозг посылает мышцам. По сути, управление киберрукой осуществляется силой мысли.

Елизавета Чернявская

© Павел Орловский, Times.by

Елизавета Чернявская

© Павел Орловский, Times.by

Елизавета Чернявская

© Павел Орловский, Times.by

«Датчики установлены с левой и с правой стороны гильзы. Мышцами я даю сигнал: когда напрягаю их с внешней стороны руки – протез раскрывается, а когда с внутренней – закрывается. На мобильном телефоне есть приложение, с помощью которого можно настраивать чувствительность, силу сжатия и другие опции», – перечисляет Елизавета.

По ее словам, понадобилось два-три дня, чтобы научиться управлять бионической рукой. Больше времени ушло на то, чтобы выработать привычку задействовать конкретные мышцы, которые отвечают за это движение.

Управление бионической рукой

© Павел Орловский, Times.by

«У меня односхватный протез, и он достаточно прост в управлении в отличие от многохватов, где каждый палец по отдельности может шевелиться. В моем устройстве только две функции: влево-вправо, открыть-закрыть», – констатирует девушка, демонстрируя способности девайса.

Лучше, чем айфон

Лиза признается, что с помощью «бионики» может поднимать грузы весом до 10 кг, тогда как косметический протез на такое не способен. Да и в целом, по ее словам, со многими бытовыми задачами бионический имплант справляется неплохо.

«Могу одной рукой взять ложку и помешать кашу в кастрюле, а второй переписываться с кем-нибудь в телефоне. Могу сделать себе макияж, принести пакет с продуктами из магазина, взяться за поручень в транспорте. Точно не получится помыть посуду или почистить картошку», – уверяет она.

Елизавета Чернявская

© Павел Орловский, Times.by

Вместе с тем, подмечает девушка, бионическим протезом она пользуется сейчас нечасто: зимой удобнее косметический, поскольку он легче и проще одевается.

«Бионический протез – это больше про стиль и уверенность, с ним можно пойти на работу, встречу, фотосессию или когда необходим функционал. Его я использую в основном летом. Когда знаю, что весь день проведу дома, я отдыхаю от него», – делает оговорку Елизавета.

Как и любое электронное устройство, бионическую руку нужно периодически заряжать. Батарея находится на тыльной стороне кисти, там же – порт для зарядки. Удивительно, но за полгода имплант Лизы испытывал необходимость в электроэнергии лишь дважды. Как говорил классик: «Не то что эти ваши айфоны».

Елизавета Чернявская

© Павел Орловский, Times.by

Елизавета Чернявская

© Павел Орловский, Times.by

Елизавета Чернявская

© Павел Орловский, Times.by

«Опять же: когда знаю, что буду пользоваться бионическим протезом целый день, перевожу его в спящий режим и запускаю по необходимости, когда нужно что-то сделать. То есть включила, что-то взяла в руку и тут же выключила», – обращает внимание собеседница.

Специального ухода устройство не требует: максимум – протирать влажной салфеткой от пятен и следить за его техническим состоянием.

Елизавета Чернявская

© Павел Орловский, Times.by

«Еще не было ситуации, чтобы мне пришлось обратиться в сервисный центр. Все работает исправно. На связи со мной техподдержка «Моторики», которая регулярно интересуется состоянием импланта. Когда мне вручали протез, то предупредили: это почти как мобильный телефон, который боится воды. Если на улице дождь, стараюсь его не надевать», – поясняет Лиза.

Никакой протез не заменит реальную руку

Многие люди считают бионические протезы наследием научно-фантастических фильмов и фэнтезийных произведений типа «Терминатора», «Робокопа», «Чужого», «Звездных войн», «Бегущего по лезвию». Самые ярые фанаты всерьез даже думали избавиться от своих рук, чтобы установить стильные киношные импланты. Что по этому поводу думает реальный носитель протеза?

Елизавета Чернявская

© Павел Орловский, Times.by

«Никакой протез не заменит настоящую руку. Как минимум это возможность что-то осязать и трогать – не сравнимое ни с чем ощущение. С протезом, даже самым совершенным, это невозможно. Чтобы сделать им какое-то действие, требуется намного больше времени, чем другому человеку. Бионика – это стильно и красиво, но со своей рукой не сравнится. Поэтому, друзья, берегите свои руки и ноги», – призывает Елизавета.

Она рассказывает, что прохожие на протез реагируют по-разному. Одни пристально всматриваются, другие стараются быстро отвести глаза.

Елизавета Чернявская

© Павел Орловский, Times.by

«Меня не смущает, что люди постоянно смотрят на меня. Это нормальная реакция. Когда я иду по улице и вижу человека в инвалидной коляске, я на него посмотрю, потому что это выбивается из колеи, скажем так. Иногда мне даже хочется, чтобы люди обратили на меня внимание и помогли в трудных ситуациях», – не скрывает «кибердевушка».

Пусть говорят

Лиза уверена: белорусскому обществу не хватает базовых знаний о протезировании. Чтобы повышать осведомленность, девушка завела тематический влог в Instagram, где честно рассказывает в том числе и о жизни с протезом. Получает предложения о сотрудничестве и много вопросов от подписчиков.

Некоторые спрашивают у меня: как я, человек без руки, обрела в себе уверенность? Потому что есть люди, у которых все классно – две руки, две ноги и выглядят супер – но сами себя стесняются. Мне как-то написала девушка, у которой сахарный диабет. Она боится носить платье, просто потому что будет видно какой-то там датчик. Да, люди будут смотреть и будут шушукаться. Ну и пусть! Хочется донести такую мысль: это не говорит о том, что вы плохой или некрасивый человек.
Елизавета Чернявская

Елизавета Чернявская

Елизавета Чернявская

© Павел Орловский, Times.by

Киберблиц

– Срабатывает ли металлодетектор, когда проходишь через него?

– Пробовала один или два раза – он не сработал. Честно говоря, я даже не знаю, должен ли он реагировать на мое устройство. Возможно, протез сделан не совсем из металла.

– Сколько стоит бионический протез?

– Этот протез я получила по государственной программе, то есть бесплатно. Но вообще я как-то интересовалась стоимостью: примерно миллион российских рублей (около Br37 тыс. – Times.by). Опять же: протезы бывают разные, и их цена зависит от конкретных типов и характеристик.

– Считаешь ли себя инвалидом?

– Я воспринимаю себя обычным человеком и живу обычной жизнью. Но при этом осознаю, что у меня есть определенные ограничения. У меня третья группа инвалидности – это факт.

– Как часто нужно менять протез?

– Как правило, протез выдается на два года. После этого принимается решение: продолжить пользоваться этим же (при нормальной его работоспособности) или получить новый. Мне бы хотелось испытать более функциональный протез. Чем больше возможностей, тем лучше.

Больше новостей Смотреть все