Шесть лет в инвалидной коляске: учительница из Гомеля печет торты и мечтает вернуться в школу

ЛоготипTimes.by
Татьяна Бойничева

Татьяна Бойничева. © Мария Амелина, Times.by

Годы в инвалидной коляске научили гомельчанку Татьяну Бойничеву верить, что впереди не ограничения, а новые возможности.

Бывший учитель математики мечтает однажды снова войти в класс – не спеша, на собственных ногах. «Очень хочу к детям», – тихо, но твердо говорит педагог, будто боится сглазить. И сама Татьяна, и все члены ее семьи делают для этого все возможное.

Жизнь, изменившаяся навсегда

Пандус у входа, электрический подъемник в подъезде. В спальном микрорайоне Гомеля нужный дом находим сразу. Железные конструкции напоминают о жизни, изменившейся навсегда. Лифт везет нас на шестой этаж. Звонок. Через мгновение: «Привет-привет. Проходите», – с улыбкой встречает Татьяна Бойничева и ловко разворачивает коляску, приглашая пройти.

Кухня переоборудована полностью под Татьяну. Просторный центр, прямой выезд на балкон, удобная модульная мебель – все устроено так, чтобы до каждой полки можно было дотянуться самой.

«Муж спроектировал кухню под мои возможности. Теперь у меня все под рукой – никого не нужно просить что-то подать-принести», – показывает удобства Татьяна.

Татьяна Бойничева: «Муж спроектировал кухню под мои возможности». © Мария Амелина, Times.by

Татьяна Бойничева: «Муж спроектировал кухню под мои возможности». © Мария Амелина, Times.by

Кулинария в ее жизни появилась на второй год после аварии. Прямо сейчас она готовит медовый торт на заказ, который поступил через соцсети.

«Раньше в сторону выпечки я даже не смотрела. Работа в школе всегда была на первом плане. А тут днями дома. Надо было себя чем-то занять. Попробовала испечь торт маме на день рождения – получилось. Сфотографировала и отправила подруге. Та поддержала: «Заводи Instagram, пеки на заказ!» Так и впустила в свою жизнь новое увлечение», – рассказывает скромный блогер-кондитер.

Татьяна Бойничева дома на своей любимой кухне. © Мария Амелина, Times.by

Татьяна Бойничева дома на своей любимой кухне. © Мария Амелина, Times.by

Заказов немного, но Татьяне хватает, чтобы устать.

«Накрутишься на коляске – холодильник, шкафы, стол – рук к вечеру не чувствуешь. Однажды два дня готовила свадебный торт на десять килограммов. Так что бицепсы у меня не только от тренажеров», – смеется хозяйка.

Операция и четыре месяца в больнице

Долго не решаемся, но все-таки заговариваем о вечере 12 октября 2019 года. Страшная авария на Советской около ресторана «Бацькi» тогда потрясла весь Гомель – водитель на BMW вылетел на тротуар и сбил трех подруг. Алла Кузьменко погибла на месте, Татьяну Бойничеву отправили в реанимацию, третьей – Ольге Пекарь – повезло больше: ее врачи отпустили в тот же вечер.

Татьяну оперировали почти пять часов. В себя она пришла через сутки. До сих пор помнит, как открыла глаза, а вокруг родные лица. В голове, говорит, тогда мелькнула мысль: наверное, умираю.

«Муж, сын, мама... Даже брат с племянником из Москвы приехали. Я подумала, что пришли попрощаться», – вспоминает она первую встречу с родными в реанимации.

Удар был такой силы, что автомобиль «обнял» столб. © УВД Гомельского облисполкома

Удар был такой силы, что автомобиль «обнял» столб. © УВД Гомельского облисполкома

Больше месяца Татьяна никого не хотела видеть. Телефон включила только в день рождения Аллы – решила поздравить подругу.

«Мне говорили, что она лежит в другой больнице. Открыла соцсети, а там поток черно-белых фотографий Аллы с подписями вроде «наше сердце разбито». Перешла на ее страницу, и тут до меня дошло – случилось страшное. Стала читать новости. Ох, что тогда со мной было...»

За 6 минут до жуткого ДТП подруги сделали селфи. Татьяна Бойничева, Алла Кузьменко (погибла), Ольга Пекарь. Фото: личный архив Татьяны Бойничевой

За 6 минут до жуткого ДТП подруги сделали селфи. Татьяна Бойничева, Алла Кузьменко (погибла), Ольга Пекарь. Фото: личный архив Татьяны Бойничевой

В больнице Татьяна провела четыре месяца. 50-й день рождения встретила там же, в нейрохирургическом отделении. Просила никого не приходить – не помогло. Шли все: коллеги, ученики, просто знакомые. Ученики ее любимого 5‑го «Б» прислали огромный конверт со снежинками, внутри каждой – пожелания.

«Сразу было видно, кто с мамами вырезал, а кто сам делал. На одной такой снежинке было написано: «Это необычная снежинка: я вас люблю». Точно не знаю, но думаю, что ее сделал Кирилл. О таких говорят – сложный ученик, но я смогла найти к нему подход», – тепло вспоминает момент из школьной жизни учитель.

В тот вечер Татьяну впервые за два месяца посадили. Держали со всех сторон, чтобы не упала. Через двадцать минут она попросила уложить ее обратно: кружилась голова, подступила слабость.

Диагнозов у Татьяны много, но главный – ушиб спинного мозга.

«Прогнозов, когда я встану, до сих пор никаких. Наверное, вопрос малоизученный», – пожимает плечами наша героиня.

«Б – класс, я – Бойничева, все сложилось!»

До аварии Татьяна преподавала математику в гомельской гимназии №51. Когда-то она окончила ее с золотой медалью, а после университета вернулась сюда учителем. Ученики Татьяны Львовны до сих пор вспоминают, как она принесла на урок яблоки, разрезала на дольки – и «до всех дошло, что такое дроби».

«Гимназия расположена рядом с домом и родная во всех смыслах», – тепло отзывается о бывшей работе педагог.

Именно отсюда пришла первая поддержка после ДТП: здесь осталась подруга, коллеги и любимый директор Александр Павлович. Это он вернул Татьяну в 51-ю в 2019-м (она на несколько лет уходила работать в другую школу) и доверил классное руководство в пятом «Б».

«Как же я тогда обрадовалась! Б – класс, я – Бойничева, все сложилось! Дети такие замечательные: продвинутые, все знают, как маленькие старички. Я ходила и думала, чем бы их заинтересовать. Хотела свозить в санаторий. А тут такое...» – Татьяна замолкает, но тут же берет себя в руки и предлагает сварить кофе. Сама.

Татьяна Бойничева с сыном Михаилом. © Мария Амелина, Times.by

Татьяна Бойничева с сыном Михаилом. © Мария Амелина, Times.by

Врачи не лишают ее надежды на возвращение к привычной жизни. Говорят, шансы снова ходить у нее есть. Но когда именно это случится – неизвестно.

«Понимаете, прошло шесть лет, а мое физическое состояние не изменилось. Крепче стали только мышцы на руках. Ноги по-прежнему не слушаются. Разве что увереннее сижу в коляске, укрепила корпус, научилась ходить в туалет», – признается Татьяна.

Однажды она встретила врача, который ее оперировал. Тот очень удивился, что она до сих пор в коляске.

«Конечно, все это изводит, выматывает... – признается Татьяна. – Когда начинаю думать об этом – слезы накатываются. Но потом беру себя руки и как мантру повторяю: «Татьяна Львовна, ты встанешь и вернешься работать в школу».

Безмерно благодарна всем, кто помогает

Дома Татьяна справляется со всем сама, но стоит выехать за дверь – без помощи никак. Первая неприятность поджидает прямо у подъезда.

«Скатываюсь с пандуса и через пару метров – перепад сантиметров двадцать. Когда двор асфальтировали, про бордюр не подумали. А моя коляска такой трамплин не способна осилить. Вот и получается, что даже со двора сама выехать не могу», – сетует Татьяна.

Современный пандус и электроподъемник в доме гомельчанки появились только после того, как история учительницы в инвалидной коляске получила огласку в СМИ. Через пару недель после публикации ей позвонил незнакомый мужчина. Представился Сергеем и предложил оплатить электроподъемник.

«А дальше началось самое сложное. Согласования растянулись на два месяца, но он все выдержал. Похоже, у него нервы из стали», – смеется Татьяна.

Электроподъемник на своем месте, хотя до сих пор ни на чьем балансе.

Электроподъемник в подъезде Татьяна Бойничевой. © Мария Амелина, Times.by

Электроподъемник в подъезде Татьяна Бойничевой. © Мария Амелина, Times.by

Похожая история – с пандусом у входа. Пока Татьяна проходила реабилитацию в Аксаковщине, коммунальщики «изобрели» решение: приварили две шпалы у подъезда. Потом сами же признали, что по ним страшно пройти даже на своих ногах.

И снова – сюрприз. Директор одной организации написала Татьяне с предложением оплатить нормальный пандус: с поручнями, нужной ширины, правильного уклона.

Звучит просто, но за этим – горы бумажек и согласований. Всем этим занимался муж Татьяны. А она безмерно благодарна людям, которые помогли.

Новый пандус у входа в подъезд Татьяны Бойничевой. © Мария Амелина, Times.by

Новый пандус у входа в подъезд Татьяны Бойничевой. © Мария Амелина, Times.by

Но, как оказалось, сюрпризы на этом не закончились.

«С нами живет моя мама. И когда она с переломом попала в больницу, я поняла, что одна с уборкой не справлюсь. Написала о проблеме бывшей ученице Кате Черешко – она блогер. Та бросила клич в соцсетях. На следующий день посыпались звонки с предложением помощи. Кто-то помыл окна, кто-то убрал мамину комнату, кто-то навел порядок в шкафчиках на кухне. И никто не взял денег. Сколько же у нас добрых и отзывчивых людей», – приводит еще один пример поддержки Татьяна.

Пенсия, бассейн и математика

Татьяна получает пенсию инвалида первой группы. Говорит, вполне приличную: в расчет пошли годы работы завучем. По индивидуальной программе реабилитации ей разрешено вести уроки математики. Правда, вернуться в школу пока нереально – для этого работодателю нужно создать специальные условия.

Ее бывшие пятиклашки теперь уже в одиннадцатом классе и готовятся к централизованному экзамену. Они не оставляют свою классную: несколько раз в неделю приходят к ней домой, вместе разбирают задания.

Эти встречи, признается Татьяна, не дают ей опустить руки: «Раньше я думала, что все кончено, но теперь снова чувствую интерес к математике. Мы решаем тесты, спорим, ищем ошибки. Они уходят, а я понимаю, что нужна им, и это главное».

Татьяна Бойничева снова не теряет интерес к математике. © Мария Амелина, Times.by

Татьяна Бойничева снова не теряет интерес к математике. © Мария Амелина, Times.by

© Мария Амелина, Times.by

© Мария Амелина, Times.by

Как и прежде, день Татьяны расписан почти по минутам. Ежедневные упражнения в жестких ортезах, зарядка с гантелями и эспандером, два раза в неделю приходит инструктор, по воскресеньям муж отвозит Татьяну в бассейн.

«Вода расслабляет мышцы, – со знанием дела говорит бывшая пловчиха. – Раньше я любила плавать кролем, теперь – на спине. Так мне легче и мужу спокойнее».

Татьяна Бойничева у домашнего тренажера. Рядом сын Михаил. © Мария Амелина, Times.by

Татьяна Бойничева у домашнего тренажера. Рядом сын Михаил. © Мария Амелина, Times.by

По словам Татьяны, в инклюзивном бассейне «Дельфин» все обустроено грамотно, но не без недочетов: нет отдельной душевой для людей с инвалидностью и их сопровождающих. С администрацией нашли компромисс – Татьяна с мужем переодеваются в спортзале, когда там никого нет.

«В новом бассейне в Ветке все продумано лучше, но туда не наездишься», – вздыхает Татьяна.

Татьяна Бойничева дома занимается каждый день. © Мария Амелина, Times.by

Татьяна Бойничева дома занимается каждый день. © Мария Амелина, Times.by

Регулярные тренировки – не хобби, а необходимость: мышцы нужно держать в тонусе, чтобы однажды сделать главный шаг.

«Я много раз представляла себе этот момент. Встаю с коляски и иду… Конечно, это будет родная гимназия – к родным коллегам и любимым детям», – делится сокровенным Татьяна.

Ее вера – упрямая, тихая, но непоколебимая. Учитель не требует жалости к себе и не ждет чудес, просто делает все возможное – день за днем, шаг за шагом, даже пока эти шаги существуют лишь в планах.