Что значит криптовалюта в Беларуси и что с ней можно делать

Криптовалюта. © pvproductions, Freepik.com
Белорусские власти активно развивают цифровую экономику и поэтому правовое регулирование в сфере использования криптовалюты не стоит на месте. В актуальных вопросах и проблемах по теме разбиралась редакция Times.by.
Несмотря на то, что в слове «криптовалюта» корень – «валюта», в Беларуси это не платежное средство. И это главная отличительная особенность любой криптовалюты в нашей стране.
В настоящее время в нормативно-правовых документах нет определения, что такое криптовалюта. При этом в правоприменительной практике исполнительного производства под ней подразумевается имущество.
Криптовалюта как имущество
«Гражданское законодательство Беларуси разграничивает понятия деньги и имущество. Криптовалюту к отдельному виду имущества относит, в частности, законодательство об исполнительном производстве. И пока от этого определения мы и отталкиваемся», – сказала адвокат юридической консультации Центрального района Минска Виолетта Дунаева.
По ее словам, поскольку криптовалюта определена как отдельный вид имущества, то ей можно распоряжаться, однако использовать ее как средство платежа в качестве денежных средств, как это выглядит в классическом понимании в европейских странах или США, в нашей стране невозможно.

Виолетта Дунаева. © Павел Орловский, Times.by
Виолетта Дунаева
Адвокат напомнила, что все вопросы обращения с криптовалютой в нашей стране предусмотрены декретом президента № 8 «О развитии цифровой экономики».
В нем говорится, что физические лица вправе владеть токенами и с учетом особенностей, установленных декретом, совершать следующие операции: майнинг, хранение токенов в виртуальных кошельках, обмен токенов на иные токены, их приобретение, отчуждение за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги. Также можно дарить и завещать токены.
Сделки с криптовалютой
Виолетта Дунаева обратила внимание, что в нашей стране официально и легально можно приобретать криптовалюту только через специальные криптокошельки, которые являются резидентами Парка высоких технологий.
«Вопросы могут возникнуть потом: как данные криптокошельки идентифицировать. Потому что криптовалюта – это не деньги, это не недвижимое имущество и у нее нет так называемого в праве «титульного собственника». При возникновении споров, в том числе судебных, определить принадлежность криптовалюты к какому-то конкретному лицу крайне сложно», – констатировала юрист.
По ее мнению, единственной сложностью в обращении с криптовалютой в Беларуси, где она является абсолютно легальным явлением, остается отсутствие возможности ею расплатиться.
«Сложности возникают, когда люди, не задумываясь принимают решение расплатиться ею за что-либо. Проще говоря, совершают сделку. Иногда физические лица, владеющие криптовалютой, договариваются о покупке товаров и услуг за криптовалюту, забывая об ограничениях. В таком случае мы имеем дело со сделкой, не соответствующей законодательству либо вовсе запрещенной законом. Не стоит забывать, что такие сделки являются недействительными», – особо отметила Виолетта Дунаева.
Последствиями признания таких сделок является реституция (возврат всего, что получено по сделке), не исключая при этом и конфискацию, предупредила адвокат.
Готовится новый указ
В ближайшее время функционал применения криптовалюты в Беларуси серьезным образом изменится благодаря новому указу о создании криптобанков. Про это подробнее можно прочитать здесь.
Регулятор в лице Национального банка ожидает, что первые финансовые учреждения нового типа появятся в республике уже в этом году. Здесь первый зампред правления Андрей Егоров подробно объясняет нововведения.

