Более 200 хвойных растений на 10 сотках: репортаж из вечнозеленого рая в Гомеле

Ель колючая Хупси. © Мария Амелина, Times.by
В тихом частном секторе областного центра журналисты Times.by обнаружили отдушину для любителей природы. На десяти сотках земли раскинулся настоящий ботанический сад, где можно часами изучать редкие растения, ведь их тут свыше 1000 видов, и большинство – в единичном экземпляре.
Хозяйка необычного подворья – бывший стоматолог-ортопед Елена Новикова. Главными звездами на ее участке долгие годы оставались грядки с овощами. Цветам уделялось внимание, но не так много.
«Что-то «щелкнуло» 25 лет назад. Помню, как сказала мужу – зачем нам столько огурцов и капусты, давай увеличим декоративную часть. Он поддержал, но тогда, конечно, не осознавал, к чему это приведет», – смеется гомельчанка.
С домом участок Новиковых занимает 17 соток, десять из них отведено под вечнозеленый сад. Елена открывает калитку, и мы ныряем в зимнюю сказку: снег укрыл каждое дерево и кустик, но от этого вид еще более чарующий.

© Мария Амелина, Times.by
Смарагд и Брабант: с чего начался зеленый сад
Обустройство сада началось с любимых сейчас многими дачниками туй. Правда, четверть века назад они были редкостью: их трудно было достать, да и стоили дорого.
Елена поехала за первыми хвойными растениями в Брест и купила в частном питомнике дефицитные тогда туи Смарагд и Брабант.
«Вот эта темно-зеленая колонна в центре участка – тот самый Смарагд (Изумруд), – показывает Елена. – Из саженца в 20 сантиметров выросло дерево около 10 метров. Эта туя очень дорога мне, ведь с нее началось мое увлечение».

Туя Смарагд (Изумруд). © Мария Амелина, Times.by
А у калитки обращают на себя внимание размашистые мягкие лапы Брабантов. Высаженные когда-то маленькими кустиками, туи превратились в живую арку-изгородь и идеальную фотозону.
«Сегодня эти растения – обыденность, – стряхивает с веток снежок Елена. — А тогда они были единственными и неповторимыми».

Елена Новикова под туями Брабант. © Мария Амелина, Times.by
Среди первопроходцев в гомельском саду также сосна Пондероза, или сосна желтая. На самом деле иголки у нее изумрудные, а название она получила благодаря желтоватой коре. Елена привезла это чудо тоже из Бреста. Говорит, кора у сосны пахнет ирисками, а прожить дерево может до 300-400 лет или даже больше.
Кстати, в мире более 100 видов сосен. На участке Елены их 10, а это около полусотни сортов.

© Мария Амелина, Times.by
Новый уровень: коллекционные растения
Вот уже двадцать лет Елена увлечена коллекционными видами растений – их в саду более 1000! Многие скрыты под снегом, но показать даже сейчас есть что. Хозяйка ведет нас по изогнутой тропинке.
«Люблю кривые дорожки с сюрпризами, – объясняет Елена. – Свернул направо – любуешься цветением магнолии Джордж Генри Керн, налево – замер у плакучей ели сербской Пендула Брунс: у нее хвоя сверху зеленая, а «изнанка» – голубая».

Ель оморика (сербская) Пендула Брунс. © Мария Амелина, Times.by
Дальше – еще больше диковинных растений. Обязательно остановишься у бамбука (нет, не ползучего) – он, кстати, до сих пор стоит зеленый, обратишь внимание на высокий плачущий кипарисовик нутканский. И так, пока пройдешь весь участок, он покажется полным сокровищ.

Бамбук. © Мария Амелина, Times.by

Сосна Джефрея Джоппи. © Мария Амелина, Times.by
Такая идея планирования территории пришла постепенно, и ради нее пришлось «подвинуть» розы – они остались, но уже не главные на участке.
«Идите за мной, покажу медвежат», – интригует Елена.
Мы следуем за ней по тропинке в ожидании чего-то милого и плюшевого. И почти угадали: под снежными шапками спрятались хвойные крепыши. Туя Випкорд похожа на зеленый фонтан, а сосна Сюссе Перле – на пушистый зеленый шар.

© Мария Амелина, Times.by
«Карликовые коллекционные формы на штамбе и кустовые малыши – моя слабость, – признается Елена. – Заказываю их у частных коллекционеров, в государственных питомниках такое не найти».

Туя складчатая Випкорд. © Мария Амелина, Times.by

Сосна горная Сюсе Перле. © Мария Амелина, Times.by
В коллекции гомельчанки есть ели Пуш, Мини Минарет, Де Рюйтер, сосны Пигми Яцубуса, Якобсен, Ниагара Фолс, Блю Лоу, пихты Кохоут Айсбрекер, Бомбей Сапфир, Биззаро, кипарисовики, можжевельники, лиственницы, тсуги, криптомерии…

Кипарисовик нутканский Пендула. © Мария Амелина, Times.by
Личные фавориты: гималайская сосна и плакучая береза
«А это моя любимица! Привет, дорогая», – Елена нежно теребит пушистую лапу сосны гималайской.
Раскидистая красавица с длинными иголками – подарок мужа. Это не элитная порода, но наша героиня влюбилась в нее с первого взгляда.

Сосна Гриффита (гималайская). © Мария Амелина, Times.by
«Мы возвращались с мужем из Минска, заехали на заправку с садовым центром. Когда увидела эту пушистую прелесть – сердце екнуло! Но я к тому времени уже купила много саженцев, поэтому сказала себе стоп, вздохнула и пошла к машине», – вспоминает Елена.
Муж, как оказалось, все понял без лишних слов и все-таки купил красавицу сосну.
«Я очень хорошо запомнила этот момент. Для меня его поступок стал сигналом – он поддерживает мое увлечение», – говорит хозяйка сада.
Гриффиту (второе название сосны гималайской – Times.by) Новиковы посадили на поляне, где обычно отдыхает вся семья – тут есть скамейка-качели, в теплое время ставят бассейн для внука. Дерево уже выросло до четырех метров и уютно раскинуло по сторонам свои сказочные лапы с мягкой хвоей.
«А вот еще одна моя гордость – береза Юнги, – Елена ныряет под плакучую крону дерева. – Ее я посадила 22 года назад. Купила тонким прутиком вместе с первыми туями и соснами. Сейчас ветви дерева достигают 6-7 метров».

© Мария Амелина, Times.by
Летом любимая березка создает идеальную тень на участке. Раньше в пространстве под кроной хозяйка любила отдыхать – ставила стол, стульчик и пила кофе. Затем место отдыха заняли редкие растения.
Береза Юнги, по словам Елены, не капризная, требует только полив и стрижку «челки» раз в год, чтоб приоткрыть взору растущие под ней ценные сорта папоротников, морозников, хост, анемон, горянок и хохлаток.

© Мария Амелина, Times.by
Мифы о корнях: как уживаются 1000 растений
В саду Елены царит удивительная гармония: сотни растений растут плотно, но без тени конкуренции. Глядя на них, невольно думаешь о подземном царстве корней. Наверняка, они переплетены так густо, что лопату не воткнешь, опасно ведь повредить.

© Мария Амелина, Times.by
«Нет, мои растения ведут себя очень дружественно и отлично себя чувствуют. Во-первых, в этой части сада под землей нет никаких коммуникаций. Во-вторых, карликовые растения имеют компактную корневую систему. В-третьих, я чередую посадки, чтобы хвойные не доминировали: компанию им составляют лиственные растения, многолетники, луковичные и злаки», – раскрывает тайны сада Елена.

© Мария Амелина, Times.by
Хвойным без лиственных скучно, считает Елена. Вот почему на участке растут та самая береза Юнги, японские клены, вязы Вредей и Шива, буки Мерседес, Триколор, каштан Монстроза, свечевидный клен Бескид, малышка ива Бойда, сортовые Гинго Билоба и многие другие растения.
Еще один пример гордости – островки из злаков: мискантусы Букле, Полонус, Ред Чиф, просо Сангрия, Шенандоа, пеннисетумы, молинии… Красота злаков, по словам Елены, раскрывается осенью, но особенно сказочно их пушистые соцветия смотрятся под первым инеем.

© Мария Амелина, Times.by
На участке – плодородный суглинок, на котором хорошо себя чувствуют большинство растений.
«Никаких удобрений и добавок я не вношу, не мульчирую почву. Но земля питательная: не забывайте, что родители здесь долгие годы выращивали овощи, так что навоза не жалели», – напоминает Елена.
Основной уход за хвойными – полив и весенняя/осенняя обработка от болезней и вредителей. Иногда Елена добавляет торф, и то больше для декоративности.

Лещина Ред Маджестик. © Мария Амелина, Times.by
Боль и экстрим: испытание хвойных на прочность
Жизнь коллекционера хвойных растений Елена сравнивает с экстремальным увлечением. Каждый саженец – рискованная авантюра, где азарт борется с разочарованием.
«Мы часто заказываем те растения, которым у нас, возможно, не очень комфортно. Но очень хочется попробовать, ведь каждый считает: именно у меня получится. Увы, не всегда так», – говорит гомельчанка, чей сад тоже становился полем битвы за редкие породы.

© Мария Амелина, Times.by
История с сосной гибкой Цесарини Блю – яркий пример. Эта красивая редкость с невероятным голубым оттенком хвои дважды отказалась приживаться в саду Елены. В жаркое лето 2024 года погибли несколько ценных молодых коллекционных хвойных растений…
Такие неудачи – норма для коллекционеров, но страсть не сломить. Наоборот, цели окрыляют. Сейчас Елена мечтает о суперкарликовой ели Нефрит, которую выращивают в редких питомниках единичными экземплярами.
«Все мои «хвойные» знакомые знают о моей мечте, так что скоро декоративная елочка поселится в моем саду», – уверена наша героиня.

Ель колючая Хупси. © Мария Амелина, Times.by
По словам Елены, сообщество увлеченных хвойными в Беларуси объединяет тысячи фанатов, а за пределами страны – миллионы. Общение всегда живое и взаимовыгодное: не только в соцсетях, но и на оффлайн-встречах. Гомельчанка уже не раз водила экскурсии по своему саду, делясь опытом и вдохновением.
